Принципы формирования сложных технических действий

Килименчук Владимир
Принципы формирования сложных технических действий

Все физические и психические реакции человека в конечном итоге приводят к движению. Жизнь во всех ее проявлениях - это движение. Великий русский ученый И.М.Сеченов писал: "Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению".

Головной мозг - орган высшего контроля и управления всеми функциями тела, орган духовной жизни, интеллекта и эмоций человека изучается в последнее время очень активно. В последние годы исследования мозга приобрели комплексный характер. Все это позволяет изучать закономерности функционирования мозга и раскрывает причины некоторых методов тренировки полученных опытным путем мастерами единоборств на протяжении тысячелетий совершенствования стилей и направлений единоборств.

На основании многочисленных исследований установлен основной принцип управления функциями организма, осуществляемый центральной нервной системой. "Верховное командование" принадлежит высшим отделам головного мозга - коре больших полушарий и подкорковым образованиям. Им подчиняются средний и низший уровни мозга. Все они взаимосвязаны, и не один отдел мозга никогда не действует в одиночку.

Смысл такой организации заключается в распределении задач между несколькими уровнями. Известно, что для выполнения любого движения требуется координированная работа большого числа разнообразных мышц, причем каждая группа мышц, каждое мышечное волокно должно получать специальную информацию.

Высший уровень управления (кора больших полушарий) ставит лишь общую задачу: "Встать со стула", "Подойти к дереву" и т.п. Но он не контролирует действия отдельных мышечных волокон. Детализация команды происходит на более низких уровнях мозга. Иногда все управление движениями формируется на бессознательном, нижележащих уровнях мозга. Это наблюдается при рефлекторных, (не зависящих от сознания), движений, например, отдергивание руки при неожиданном прикосновении к горячему предмету, быстрое зажмуривание при попадании в глаз мошки и др.

Детальная последовательность для осуществления такого рода бессознательных, стереотипных движений заключена в "памяти" низших уровней головного мозга. Стандартные программы управления отдельными блоками движений жестко фиксируются в различных системах низших уровней.

Таким образом, при совершении того или иного движений кора полушарий головного мозга вовсе не управляет каждой мышцей, а тем более, каждым мышечным волокном. Сложные двигательные акты разворачиваются в систему путем последовательного чередования мышечных сокращения, заложенных более или менее жестко в низших уровнях мозга. Общие команды - задачи поступающие из коры полушарий головного мозга (как правило, осознаваемые), весьма разнообразны и часто нестандартны, но выполнение общего движения происходит благодаря стандартным программам, фиксированным в более низких уровнях головного мозга.

Именно с этой особенностью связанно успешное обучение сложно - координированному движению через разделение его на более простые движения, на фазы, части, детали и затем выполнение технического действия в целом. Умение тренера выделять составляющие из общего движения является его уровнем квалификации, а система подготовительных упражнений при изучении удара или технического действия являлась тайной школы единоборств. В качестве примера можно привести отдельные упражнения, применяемые при изучении прямого удара ногой.

Упр.1. В положении сидя на полу, ноги прямые, сводить и разводить пальцы ног "веером".

Упр.2. В положении сидя, отводить стопу максимально от себя к полу. Пальцы ноги при этом максимально "натягивать" на себя. Вторым движением стопу максимально натягивать на себя. Попеременно для каждой стопы в отдельности и обе стопы вместе.

Упр.3. Сидя на полу. Захватить руками стопы и выполнять наклоны корпусом вперед, грудью касаясь бедер. Колени не сгибать.

Упр.4. Стать пальцами стопы на возвышение 4-6 см. (порог, доска и т.п.) с грузом на плечах. Отрывать пятки от пола, поднимаясь на пальцах вверх и возвращаться в и.п.

Упр.5. Сидя на полу. Ударная нога согнута в колене. Уровень подъема колена - уровень удара. Распрямлять ногу в положение конечной фазы удара. Пальцы ноги "натягивать" в конечной фазе удара на себя. Держать поднятую ногу 5-10 секунд. Расслабить ногу и поставить на грунт. Начинать с малой высоты подъема ноги, до максимальной величины. Локтями или ладонями опираться о пол сзади корпуса.

Упр.6. С опорой на стену выносить колено ударной ноги в конечную фазу удара и возвращать в исходное положение. Корпус расположен боком к стене. То же с сопротивлением партнера, преодолевая натяжение резинового жгута и с блином от штанги на колене.

Упр.7. Наносить удары через препятствие (чтобы приучить ученика прижимать голень ударной ноги к бедру). Выполнить удары из положения, когда ударная нога опирается о спину партнера, стоящего на четвереньках, со стула. Возвращать ногу в исходное положение.

Упр.8. Работа в парах. Первый держит конечную фазу удара, подняв ударную ногу перед собой. Стопа максимально отведена к грунту, пальцы стопы натянуты на себя. Второй выполняет прыжки на двух ногах, используя ногу первого как препятствие. Прыжки слева направо и назад. Можно усложнить упражнение, выполняя 10 -15 прыжков в одно касание без остановки. Смена партнеров.

Упр.9. Махи прямой ногой перед собой из глубокой стойки. При махе доставать плеча коленом ноги. Хлопки подъемом стопы по ладони, выпрямленной вперед руке.

Упр.10. Стоя на одной ноге второй ногой очерчивать в воздухе "восьмерки" не касаясь ногой пола.

Упр.11. По команде ученики поднимают прямую ногу в конечную фазу удара и держат ногу в течение 20=-40 секунд. Смена ног. Следить за тем, чтобы при выполнении упражнения нога не опускалась вниз.

Упр.12. Из глубокой стойки проводить два быстрых выноса колена ударной ноги. На третий раз провести прямой удар ногой. Обращать внимание не на качество выполнения удара, а на скорость.

Упр.13. Работа в парах. Первый выносит прямую ногу в конечную фазу удара. Второй ладонями захватывает стопу первого. Первый самостоятельно или по команде, за счет движения в тазобедренном суставе выдергивает ногу из рук второго и возвращается в исходное положение.

Упр.14. Прыжки на корточках. По команде выпрыгивание вверх с прямым ударом ногой. Прыжок вверх из стойки с ударом подъемом стопы по ладони.

Упр.15. Из положения, стоя на одном колене выполнять прямой удар ногой, стремясь выполнять удар максимально высоко.

Упр.16. Спрыгивание с возвышенности высотой 1 метр на грунт и сразу выпрыгивание вверх, в одно касание, с прыжковым прямым ударом ногой.

Список упражнений можно продолжать. С каждым витком обучения упражнения повторяются и усложняются.

 

Кодирование сложных технических действий

В глубине мозга на стыке двух полушарий расположена лимбическая система (или висцеральный мозг), которая играет важную роль в формировании эмоциональных состояний и памяти. Подбугровая область этой системы - гипоталамус - очень маленькое мозговое образование, которое, однако, имеет чрезвычайно важное значение.

Влияние гиппокампа, входящего в состав лимбической системы, на процессы памяти было отмечено еще знаменитым русским невропатологом и психиатром В.М. Бехтеревым. Он описал пациента с двухсторонним разрушением гиппокампа в результате мозговых кровоизлияний. Этот пациент страдал потерей памяти на события, произошедшие после травмы. Память же на события, имевшие место до травмы, полностью сохранились. Аналогичные факты были описаны позднее многими исследованиями. Затем обнаружилось, что нарушение памяти на отдельные слова также связаны с нарушением гиппокампа.

Предполагают, что следы, которые хранились и использовались многие месяцы и годы, (долгосрочная память), становятся достаточно устойчивыми и воспроизводятся без участия гиппокампа.

Недавние же следы (кратковременная память) нарушаются при его повреждении. Поэтому считается, что гиппокамп принимает непосредственное участие в закреплении следов информации - в переходе их из кратковременной в долговременную память. При этом лимбическая система (в том числе гиппокамп) участвует в организации не только памяти, но и эмоций.

Ситуации, связанные с эмоциональным состоянием, запоминаются более надежно, чем события или информация, которые не имеют эмоциональной окраски.

Свойства мозга запоминать события или действия, эмоционально окрашенные активно используется в китайском Ушу. Сравните названия технических действий: "красавица сажает цветы", "дракон бьет хвостом", "тигр хватает добычу", "вырвать дерево с корнем" и т.д. Названия технических действий в других школах единоборств гораздо проще: низкий блок, прямой удар кулаком и др.

В китайском Ушу есть специальное направление - Сяньсин - цюань (образный кулак) или по другому Мошень - цюань (подражающий кулак), в котором основой является подражание поведению различных животных, так называемые звериные стили. В Шаолинском монастыре имеется пять "звериных" стилей: дракона, тигра, леопарда, журавля и змеи. В направлении Синьи - цюань таких образов двенадцать: дракона, тигра, обезьяны, лошади, черепахи, петуха, ястреба, ласточки, змеи, китайского аллигатора, орла и медведя.

Самое интересное в "звериных" стилях - это достижение поразительного сходства с прототипом и высокая техника ударов. Китайские мастера с одной стороны, кодировали сложно-координационные действия создавая стандартные программы и закладывая их в нужные участки мозга на уровень рефлекторных действий, а с другой стороны, эта кодировка имеет ярко выраженную эмоциональную окраску, помогающую этому процессу.

Сравните описание русским языком сложно-координационного действия: "орел хватает добычу". Ноги отталкиваются от земли, тело прыгает вверх, ноги сгибаются в коленях, ступни подтягиваются к ягодицам; одновременно ладони поднимаются вверх, руки вытянуты вверх над головой. Развернувшись в воздухе на 180 градусов, тело приземляется, правая нога сгибается в колене, левая стопа уходит за правую. Левая нога опускается на колено. Одновременно правая ладонь наносит рубящий удар вниз вправо, пальцы смотрят вниз. Левая ладонь поднимается влево вверх, пальцы направлены вправо, смотреть вправо вниз.

К этому описанию потребуется еще графическое пояснение и еще много дополнительных уточнений.

Кодировку сложных технических действий можно применять при изучении или разработке собственных сложно - координированных действий, однако при этом необходимо учитывать местные условия, историю и общий уровень образованности учеников. Главное при такой кодировке, чтобы достигалась высокая эмоциональная окраска действия. Ученики должны почувствовать, поверить в эти эмоции.

 

Применение эмоций

Эмоциями называют все виды переживаний: от глубоко травмирующих страданий, до высоких форм радости. Эмоции разделяются на низшие и высшие. Низшие - это эмоции связанные с элементарными биологическими потребностями (голод, жажда, половое влечение и т.п.). К высшим (интеллектуальным) эмоциям относятся переживания, возникающие в процессе познания объективной реальности: удивление, страх, уверенность и т.п.

Кроме этого эмоции могут быть отрицательные: страх, голод, боль; и положительные: радость, удовольствие и т.п.

Отрицательные и положительные эмоции - это тень и свет нашей жизни. Они не хороши и не плохи, они необходимы для нормального развития. При использовании эмоций в тренировочном процессе нужна золотая середина, поскольку слишком интенсивные, длительные или часто повторяющиеся отрицательные эмоции, так же как и их недостаток отрицательно сказываются на здоровье человека. Умелое пользование эмоциями, как положительными, так и отрицательными, улучшает тренировочный процесс. Так, зрительные и слуховые впечатления усиливают чувства радости и печали, поэтому при изучении технических комплексов можно применять музыку. Любимые, ритмичные и бодрые мелодии способствуют освоению технических действий.

Чувство страха можно с успехом использовать для отработки точности ударов. Для этих целей можно применять своеобразные лапы из двух деревянных дощечек с набитыми гвоздями. Лапы надевает тренер или партнер, а ученик наносит изучаемый удар в пространство между ними. По мере тренированности расстояние между лапами постепенно меняется от максимального до минимального. Чувство страха пораниться о угрожающе выступающие гвозди очень дисциплинирует спортсмена. Однако своевременность и условия применения подобных упражнений зависят от квалификации спортсмена и чувства меры тренера.

Один мой друг детства, после нескольких лет индивидуальных занятий с мастером из Лаоса, совершенствовал с ним технику спарринга на краю крыши многоэтажного дома, что позволило ему существенно продвинуться в технике спарринга и стать настоящим мастером.

Другой мой знакомый тренер, при наборе новичков в группу, в качестве теста на смелость заставлял их подниматься без страховки по металлическим конструкциям на колесо обозрения городского парка, неоправданно рискуя их жизнями.

"Метрон - аристон" - главное это мера, как говорили греки.

 

Два воина в одном

Американские ученые при изучении эпилепсии столкнулись с больным, приступы болезни у которого чередовались через 5-10 минут и решились на операцию. При операции было рассечено мозолистое тело, связывающее левое и правое полушарии головного мозга. То есть, при операции левое полушарие было искусственно отделено от правого. Припадки прекратились, по после выздоровления у больного появился синдром раздвоения личности. При ссоре с женой больной замахивался в ярости на жену правой рукой, а левая рука перехватывала правую, не давая нанести удар.

Дуализм или двойственность сознания присущи и вполне здоровым людям, это тот самый "внутренний" голос. Определенные отделы мозговой коры составляют субстрат уникальной особенности человека - речи. Так вот, эти отделы находятся у большинства людей в левом полушарии. Правое полушарие мозга таких участков не имеет. Выражать свою деятельность правое полушарие может только через переводчика - левое полушарие, которое часто занято своими проблемами. Однако конечности полушарии мозга контролируют поровну: по одной руке и одной ноге.

Чтобы тело могло нормально функционировать, полушария мозга человека должны координировать свои действия. Это первый этап при обучении любым сложно - координированным действиям. Результатом такой координации является выработка двигательных программ.

Человек начинает двигаться еще в период внутриутробной жизни. После рождения ребенка потребность в движении проявляется в беспорядочных взмахах рук и ног. Каждый взмах рукой или ногой постепенно приучает ребенка координировать движения конечностей и тренировать мышцы. По мере роста у ребенка появляется игровая деятельность. Он ползает, хватает, бросает игрушки, лепечет, смеется, плачет, а позднее говорит и кричит, бегает, прыгает, кувыркается, борется, стремиться залезть на стул, на забор.

На основе такой деятельности в дальнейшем вырабатывается координация, необходимая для жизни и трудовой деятельности. Создаются и закладываются в подсознание двигательные стереотипы. Причем, однажды выработанный стереотип движения служит человеку долгие годы, и изменить его очень сложно. Однажды выработанная походка остается у человека на всю оставшуюся жизнь. Именно по этой причине, так сложно изменить неправильно заученный удар или техническое действие.

Но полученный естественным путем набор двигательных программ к 12-15 годам жизни весьма беден. Когда возникает необходимость обучения сложным техническим действиям, полученных естественным путем навыков координации движений не хватает. Поэтому первые годы обучения в секциях единоборств много внимания необходимо уделять формированию общей координации и созданию двигательных стереотипов, на базе которых возможно формирование более сложных двигательных действий.

После 6-7 лет постоянных занятий можно приступить к более сложной форме двигательных навыков, основанных на дуализме сознания человека. Осознание факта, что левое и правое полушарии головного мозга человека могут мыслить самостоятельно и контролируют по одной руке и одной ноге, может привести к такой технике ведения боя, когда наблюдается независимая работа рук и ног. Атаки проводятся без привычной координации и взаимосвязи (правая рука вперед, левая назад и т.д.). Создается впечатление, что телом человека управляют две личности, которые ведут бой независимо друг от друга, с одной общей целью - одержать победу над противником. Такая манера ведения боя называется местным клубным названием - "скольжение". Реальные результаты таких сложных технических действий любой из нас неоднократно наблюдал в жизни, наблюдая за цирковыми акробатами. Цирковой номер, при котором акробат одной рукой жонглирует булавами, второй рукой подбрасывает шарики, а туловищем вращает кольца. Достижение конечного результата длительный и сложный процесс, в большей степени, зависящий от квалификации тренера и трудолюбия ученика. Представление действующих программ подготовки "скольжения" выходит за пределы данной статьи.