Основные положения методики разучивания базовой техники

Сапожников Д. А.
Основные положения методики разучивания базовой техники

В теории и методике спортивной тренировки под техникой физических упражнений понимают способы их выполнения, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью. Она беспрерывно улучшается и обновляется по мере совершенствования двигательных умений, навыков и развития физических качеств. Возможен и обратный процесс, например, после прекращения регулярных тренировок, а также по другим причинам.

Техника отдельного приема рукопашного боя характеризуется рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата в исходном положении и удержанием оперативной позы в процессе его выполнения, соблюдением оптимальной траектории по направлению, форме и амплитуде, финальной точностью ударов, темпом, ритмом и другими характеристиками. При описании техники нами использовалась словесная, абстрагированная, "модель техники", дающая представление о наиболее рациональном выполнении стоек, передвижений, ударов рукой и ногой, а также защиты.

В структуре технической подготовленности бойца (спортсмена) выделяются базовые и дополнительные приемы и действия.

К базовым приемам рукопашного боя относятся приемы, составляющие основу технической оснащенности занимающегося рукопашным боем, без которых невозможно дальнейшее совершенствование техники рукопашного боя и эффективное ведение поединка. Дополнительные приемы рукопашного боя - это технические действия, которые характеризуют индивидуальные особенности бойцов, а также сложные в выполнении приемы рукопашного боя, требующие длительного разучивания или выполняющиеся на основе "базовых" действий.

На начальных этапах занятий рукопашным боем уровень технического мастерства определяется прежде всего степенью овладения базовыми приемами. На уровне высшего спортивного мастерства дополнительные приемы рукопашного боя являются определяющими и характеризующими индивидуальность конкретного спортсмена и особенности стиля выбранного вида рукопашного боя.

В рукопашном бое базовую технику составляют основные стойки, передвижения, удары и защита руками и ногами.

Процесс овладения приемами рукопашного боя подразделяется на три основных этапа: ознакомление, разучивание и совершенствование (тренировку).

Ознакомление с приемами рукопашного боя необходимо для создания предварительного и правильного представления об изучаемом приеме или действии и ясного понимания его структуры. В процессе самостоятельных занятий рукопашным боем ознакомление включает изучение техники выполнения приемов по литературным источникам, просмотр видео- или кинофильмов, посещение различных соревнований по рукопашному бою. Разучивание осуществляется с целью формирования умения выполнять прием рукопашного боя в его целостном виде или в отдельных деталях.

В процессе самостоятельных занятий рукопашным боем разучивание осуществляется с помощью подготовительных упражнений, которые включают в себя подводящие и имитационные упражнения, а также выполнение приема методом расчлененного и целостного упражнения с использованием разнообразных методических приемов.

Подводящие упражнения применяются для облегчения овладения техникой приемов путем планомерного освоения более простых, с родственной координационной структурой, упражнений. К ним относятся: различные махи ногами, выполнение определенных фаз удара в положении лежа и из положения сидя, поднимание колена в положение, из которого выполняется удар ногой, и т.д. К этой группе можно отнести и ряд упражнений на гибкость.

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура базовых приемов, однако при этом обеспечиваются условия, облегчающие освоение техники их выполнения. Имитационные упражнения применяются как в процессе разучивания, так и при совершенствовании технического мастерства. В данную группу можно отнести разнообразное выполнение приемов с опорой у гимнастической стенки, с удерживающей петлей или ремнем, и т.п.

К последней группе упражнений относится выполнение приемов методами по разделениям (по частям) и в целом. По разделениям разучиваются сложные для Вас приемы рукопашного боя, выполнение которых можно разделить на относительно самостоятельные части и сделать между ними паузу. В дальнейшем техника выполнения приемов в данном самоучителе рукопашного боя излагается таким образом, чтобы Вы смогли разделить всю структуру приема на отдельные части, последовательное выполнение которых в соответствии с описанием позволило бы правильно воспроизвести прием. Конечное положение бойца в каждой из таких частей ("опорных точек" динамики выполнения приема) сопровождается соответствующим рисунком.

Методом в целом (или целостного упражнения) завершается весь процесс разучивания по цепочке: подводящие и имитационные упражнения, выполнение (проработка) деталей техники по разделениям. Однако, если прием несложный, то его можно разучивать сразу же в целом. Внутри метода в целом применяются разнообразные методические приемы: выполнение технического приема медленно, с ускорением, с напряжением, расслабленно, с фиксацией в конечной части траектории движения, в боевом темпе из различных стоек и в сочетании с разнообразными передвижениями.

Методы в целом и по разделениям можно использовать и при выполнении имитационных упражнений.

На этапе начального разучивания приема значительное место должны занимать подводящие и имитационные упражнения, а также метод по разделениям. Разучивание необходимо проводить в начале занятия, сразу же после разминки, когда Ваш организм находится в оптимальном состоянии. Объем нагрузки при выполнении таких упражнений (количество повторений, темп) определяется прежде всего возможностью повторять действия с незначительным улучшением их качества или хотя бы без его ухудшения. Интервалы отдыха должны быть такими, чтобы обеспечивалась оптимальная готовность к выполнению следующего приема (действия). Не стремитесь от занятия к занятию разучивать все новые и новые приемы, так как большие перерывы в выполнении конкретного приема способствуют забыванию полученной о нем двигательной информации и приводят к угасанию начавших складываться условнорефлекторных связей. Таким образом, на этапе начального разучивания постоянно возвращайтесь к повторению данного приема на каждом последующем занятии, а сами занятия проводите как можно чаще.

На этапе углубленного разучивания доминирующее место занимает метод целостного упражнения. На основе и в зависимости от результатов целостного выполнения приема применяются и все другие методы, но только как вспомогательные, позволяющие улучшить детали техники, которые с трудом поддаются проработке, уточнению или исправлению при целостном воспроизведении приема.

Частота выполнения приема в рамках отдельного занятия, общий объем и интенсивность нагрузки постепенно должны возрастать. Объем нагрузки с десятью и большим числом повторений доводится до 2-3 серий. Основным критерием регулирования нагрузки здесь должно быть отсутствие ошибок. Как только ошибки начинают устойчиво повторяться, необходимо прекратить выполнение приема в рамках данного занятия. Интервалы отдыха должны быть также значительными, способствующими необходимому восстановлению. Не форсируйте скорость и прилагаемые мышечные усилия при разучивании, они не должны мешать формированию оптимального способа его выполнения и, главное, точности движений.